«Кто сознаёт, что, прежде всего, есть дух, и старается отдавать во всех своих действиях первенство духу, становится себе хозяином. Тогда понимаешь, что нет большего богатства, чем мудрость; нет большей нищеты, чем невежество; нет большего наследия, чем культура» | ||
События
18.01.2014
Важный элемент абхазского костюмаОбувь в абхазском традиционном костюме является важнейшим элементом, определяющем социальный статус человека. Как любой элемент одежды, она проходила свою эволюцию от простого куска кожи, оборачиваемого вокруг ноги или деревянной колоды, привязанной к ноге обмотками... Обувь в абхазском традиционном костюме является важнейшим элементом, определяющем социальный статус человека. Как любой элемент одежды, она проходила свою эволюцию от простого куска кожи, оборачиваемого вокруг ноги или деревянной колоды, привязанной к ноге обмотками, до эстетически высоких образцов, усовершенствованных для удобства и прочности.
Абхазская традиция передала нам несколько видов обуви, сохранившихся в памяти людей преклонного возраста, в музейных коллекциях и немногочисленных экземплярах, используемых в настоящее время. Полезным и познавательным подспорьем стал основательный труд «Одежда и жилище абхазов» в авторстве Е. М. Малия, Л. Х. Акаба, а также труд Е. Н. Студенецкой «Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.». В целом можно отметить сходство комплексов мужской и женской одежды абхазов и соседних родственных народов северо-западного Кавказа. Однако существуют и заметные отличия, отражающие свой локальный путь развития формы. Предыдущая наша реплика «Аимсы аимаа», получила общественное признание. Десяток, а то и более людей пошили себе подобную обувь, носят ее в комплексе с верхней традиционной одеждой, или в сочетании с современной одеждой. Наше предположение, что традиционные формы обуви вполне адаптивны и жизнеспособны в современных условиях оказалось верным. Это и было задачей осуществленного эксперимента. Мы постарались уловить творческое начало предыдущих поколений, увидеть в этих формах не только функциональную составляющую, которая, несомненно, важна, но и выявить эстетические предпочтения, формировавшиеся веками. Далее, подчиняясь главному принципу функциональности (удобности, прочности), осторожно развить или подчеркнуть эстетические аспекты рассматриваемых образцов, создать современную по материалам и технологии изготовления обувь, совмещающую в себе эстетические традиции. Реконструкция традиционных форм национального костюма и их приспособления в современных условиях – не сугубо творческий эксперимент. Весьма важна возможность духовного сближения с далекими поколениями, словно вы перемещаетесь на машине времени, или строите мост между прошлым и будущим. Собирать оборванные духовные нити – задача увлекательная и полезная, необходимая для уверенного развития абхазского этноса в современных условиях. В развитие первого опыта мы постарались оживить хорошо известную старшему поколению обувь «ажвцвеимаа» - так называемые постолы, весьма распространенные в прошлом в каждой абхазской семье. Причем эту обувь крестьяне изготавливали себе сами из обычного куска невыделанной кожи крупного рогатого скота, из чего проистекали все ее недостатки. Во-первых, обувь пересыхала или же набухала. Для ее ношения необходимы были специальные условия. Пересохшую обувь смачивали, набухшую – подсушивали. Эти постолы плотно не облегали ступню, их дно обкладывали мхом и одевали на босу ногу. Постолы не имели пришивной или прибитой подошвы, быстро изнашивались, но были незаменимы для ходьбы по горам, по плотному снегу, потому что прошитые козевкой швы на днище хорошо сцеплялись с поверхностью. Постолы носили и в жилищах и на улице, на общественных мероприятиях и торжествах. Их одевали самостоятельно, или же в комплексе с «аимсы» - верхний кожаный или войлочный чулок. Тогда получалась составная обувь. Такие постолы без подошвы можно возродить для ношения дома, внутри жилища, но для выхода на улицу необходимо снабдить ее подошвой и сшить из хорошо выделанной кожи, которая не боится ни влаги, ни солнца. Это мы и осуществили! Надеемся, что наш эксперимент будет оценен и поддержан современными почитателями традиции и моды! © Copyright 2012-2020, Hasafon |