«Кто сознаёт, что, прежде всего, есть дух, и старается отдавать во всех своих действиях первенство духу, становится себе хозяином. Тогда понимаешь, что нет большего богатства, чем мудрость; нет большей нищеты, чем невежество; нет большего наследия, чем культура» | ||
ЛитератураСчастливчикОн родился в «рубашке». Открыл глазки на знакомый голос и улыбнулся. «Мой любимый, самый, самый…», - прошептала утомленная женщина и прижала к груди крохотное тельце. Малыш неумело втыкался маленьким носиком в женское тело, вдыхая ранее неизвестные запахи большого мира, щурился от дневного света и дивился всему, что произошло с ним за последние минуты. Свидетели родов удивлялись тому, как новорожденный без страха знакомился с новым для него миром, намного большим по размеру и событиями нежели тот, в котором он рос девять месяцев. Он добродушно вступал в контакт со всеми, отзываясь открытой улыбкой беззубого рта и прищуренным взглядом на сморщенном красном личике. «Какой чудный ребенок», - удивлялись дежурные медсестры, передавая «игрушку» из рук в руки. «Красивый и умный, поглядите как смотрит… не спроста же в «рубашке» родился», - твердили молоденькие. «Назовем его Счастливчиком, пусть Судьба будет добра к нему», - предложила старшая медсестра. «Счастливчик – не имя, скорее прозвище», - заспорила ее коллега. «Пусть так, - настаивала на своем первая, - скоро его выпишут, и мы в рабочих буднях все забудем, не стоит привязываться к чужим детям».
Молодая роженица ревниво прислушивалась к пересудам в коридоре и наслаждалась мыслями о материнстве. Еще совсем недавно она стояла в белоснежном одеянии в парадной комнате новой семьи, чей сын по ее согласию стал мужем. С тех пор она замужем, потому что так было предначертано звездами, теперь она мать продолжателя рода, малыша, прозванного «Счастливчиком». Разве мать «Счастливчика» не вправе считать и себя счастливой женщиной.
Со школьной скамьи она посещала кружки танца, находя в этом занятии какую-то моральную компенсацию за нужду делать уроки. Когда делать уроки стало ненужным, то и к танцам охладела, посему и поездить по разным городам и странам как-то не получилось. Но романтическая любовь к сцене и аплодисментам еще жила в ней, хоть и в далеких мечтах.
Ее муж был большим любителем футбола. Со школьных лет он предпочитал не засиживаться за книжками, а всю свою энергию растрачивал за бегом около мяча, играл в школьной команде, «подавал надежды», - как поговаривал учитель физкультуры - тренер по совместительству. Дома под стеклом он хранил несколько грамот и пластиковых кубков аляповато раскрашенных под золото. Но что-то пошло не так, большим футболистом он не стал, однако досуг коротал у телевизора, просматривая матчи именитых клубов. Он умел обсудить игру, знал игроков по именам, профессионально замечал ошибки и неплохо комментировал. Так мне казалось всегда – человеку, не разбирающемуся в тонкостях этой игры.
Вот у таких родителей появился на свет сыночек-счастливчик, с момента рождения окруженный всеобщей лаской и молвой. Безусловно, он стал главным героем молодой семейной пары.
Мать прочила сыну карьеру и имя известного танцора, отец – деньги и славу знаменитого футболиста.
Мальчишка рос в достатке и любви, был в меру примерным и капризным, послушно соглашался с родителями, не вдаваясь в суть их споров. И пока он был слишком
мал для занятий, родители договорились на том, что дадут своему чаду попробовать себя и в танцах, и в футболе, а затем, как говориться: «Пусть сам выбирает…».
Иногда «Счастливчик» оставался под присмотром бабушек и дедушек, семья матери жила в Гудауте, а со стороны отца - в Сухуме. Ему нравилось гостить денек-другой, все же новые лица и какие-то события… Обе родительские стороны радовались хорошим способностям и доброжелательному нраву внука. Бабушки с обеих сторон всегда мечтали иметь в семье врача, как ни посмотри, благородная и полезная профессия. При встречах, обычных для родственников они заводили беседу на эту тему.
- Наш внучок непременно должен стать хирургом, - однажды заговорила гудаутская бабушка.
- Ных, ных (1)… хирургия делает человека черствым, посмотри на него, он такой мягкий и добрый, - запротестовала сухумская бабушка, - пусть будет любым врачом, только не хирургом, например: лечит давление и стенокардию, в наше время сердечные болезни чаще всего случаются. Мой бедный отец совсем молодым умер от инсульта, месяц до шестидесяти пяти не дожил.
- Твой бедный отец хорошим был человеком, от разных людей слышала, мир его праху, - соблюдая приличие, отвечала гудаутская кума.
- Если тогда рядом оказался бы толковый врач, то и сейчас был бы жив, ты же умная женщина, все правильно понимаешь, - продолжала сухумская.
- Согласна, и даже очень мечтаю, чтобы пошел на врача. А то что за профессия танцор или футболист, придумали же наши дети? Только ребенка искалечат.
- Как хорошо, что мы друг друга понимаем. Я ни за что не позволю испортить жизнь внуку. Глупы наши дети, жизни настоящей не видели. Я пока молчу, не вмешиваюсь, и тебе советую обождать. Разве допустит Всевышний, чтобы его любимое чадо – наш «Счастливчик» - пошел не той дорожкой. Он должен стать большим человеком, чтобы все его знали, уважали.
- Согласна с тобой полностью, не допустит Он такое ни за что. А мы, как люди опытные, будем внимательно следить за событиями.
- Вот и хорошо, договорились. А твой хозяин (2) что думает по этому поводу? – поинтересовалась гудаутская, понимая, что главное слово за семьей зятя.
- Про танцы он вообще слышать не может, за голову хватается, но молчит, обидеть нашу девочку боится, – ответила свекровь, не замечая, что обижает собеседницу.
- А к футболу он как относится, не хватается за голову? – в той же манере спросила Теща.
- О, бара (3), ты же знаешь этих мужчин, иногда как дети. Садится у телевизора и смотрит как мужики в майках за мячом бегают. «Что ты в них нашел?» - спрашиваю, когда слишком шумно становится. А он отвечает, что не мое это дело, раз не понимаю.
- И что же нам делать, если у ваших мужчин это в крови? - Наигранным голосом спрашивает теща.
- Не переживай, он о внуке по-другому думает. Скажу тебе по секрету, мы же родня, он мечтает, чтобы наш внук стал президентом.
- Правильно, почему бы и нет, разве те что президенты чем-то лучше? Целиком поддерживаю, только президент не профессия. Выбрали на один или два срока, а потом? Пусть учится на доктора, будет людей лечить, заработает имя и уважение, а затем становится президентом.
- Мне нравится ход твоих мыслей, дорогая, на том и договоримся, если будем держаться вместе - будет все правильно, думаю, и твой хозяин поддержит.
- Конечно, кто своему внуку хорошего не желает.
На том и согласились теща и свекровь…
Однажды, увлекшись игрой со сверстниками, «Счастливчик» спотыкнулся и сильно ударился коленом. Малыша, конечно же успокоили и отвели домой добрые люди, оказавшиеся поблизости. Мать и отец прибежали с работы, подхватили ребенка и понеслись по врачам. Педиатр, травматолог, рентгенолог; анализы, диагностика, консультации – целая неделя была заполнена больничными тревогами. «Не дай Бог, чтобы ножку повредил наш сынуля», - причитала мать. Отец соглашался, однако больше отмалчивался.
Близкие родственники по первому сигналу съезжались, чтобы решить, чем помочь молодым. Бабушки и дедушки приехали первыми, а по-другому и не быть.
- Как наш маленький танцор поживает?! - с порога выпалила сухумская бабушка, побросала сумки с подарками и поспешила к внучку с поцелуями. Вслед за ними подъехала семья из Гудауты. Гудаутская бабушка с кульками подарков ввалилась в квартиру, поспешила к диванчику, на котором лежал виновник сходки.
- Как наш будущий футболист поживает? - промолвила она, завидев у изголовья ребенка свекровь дочери.
- Мама, вы что сговорились?! - возмутилась молодая мать. – Как так можно, он же маленький, ему же больно?!
- Не бойся, дочка, с ним все будет хорошо, не спроста же он в «рубашке» родился?
- Правильно говоришь, кума, - подала голос сухумская бабушка, - разве Всевышний допустит, чтобы с нашим Счастливчиком что-то дурное случилось. А то, что ушибся, то с кем не бывает. Как говорят: «до свадьбы заживет». Правда внучок? – бабушка потрепала ребенка по волосам, уверенная в своей правоте. Невестка, показательно расстроенная, посмотрела в сторону мужа:
- Ну скажи что-нибудь. Чему тут радоваться?
Ее недовольство осталось без ответа, так как в квартиру вошли кумовья, встретившиеся у подъезда. Они недолго постояли у изголовья внука, убедились, что внук поправляется и спустились во двор, чтобы не смущать молодых.
- Вот посмотрите, что это по-вашему? – Молодая женщина подняла над головой стопку исписанных листиков. – Если было бы все хорошо, то зачем им надо было столько всего писать? – обратилась она к матери и свекрови.
- Покажи, что там написано? – попросила свекровь. Она долго перебирала многочисленные листки, даже рентгеновский симок развернула, исподволь наблюдая за настроением невестки.
- Мама, что вы там поняли в этом снимке?! - не удержалась она.
- Почему же, я вон тебе мужа воспитала, и он падал в детстве, один раз даже руку поломал. Но как видишь, все зажило до свадьбы, правда сынок?
- Да, мама, - сухо ответил ей сын.
- Кума, глянь на эти каракули, что здесь разберешь?
Гудаутская бабушка даже не стала смотреть.
– Я никогда не могла разобрать их писанины. Как будто на иностранном, может они специально так делают. Главное, что они тебе сказали, дочка?
- Они сказали, что ничего опасного для жизни не произошло. Это я и без них вижу. Еще сказали, что ему надо отлежаться и делать всякие примочки, чтобы трещина в чашечке быстрее срослась. И еще они думают, что эта травма может сказаться в будущем…
- Каким образом она может сказаться? – спросила гудаутская бабушка.
- Мама боится, что я не смогу танцевать, - ответил за маму виновник сходки.
- А папа, наверное, что не сможешь в мяч гонять, - продолжила гудаутская бабушка.
- Не велика беда, внучок. Не престало тебе ногами на жизнь зарабатывать. Выучишься на врача, большим человеком станешь. Правда, дорогой? – подвела итог сухумская бабушка
- Только смотри, когда будешь пациентов принимать, пиши разборчиво. И все больные к тебе будут ходить на прием. Так будет доброе имя складываться…
- Нанука (4), мне надоело лежать, я на улицу хочу, - перебил ее больной.
- Ни в коем случае, сынок. Считай, что нагулялся надолго.
- Хотя бы посидеть во дворе, не лежать же мне всю жизнь в этой комнате.
- На улицу не спеши, лучше посмотри какие подарки мы тебе принесли.
Бабушки пошли за кульками, вернулись и долго раскладывали дары, подчеркивая друг перед другом свою любовь к внуку.
- Я же говорила, что Всевышний все устроит, - голосом заговорщицы прошептала сухумская кума гудаутской.
- А как же иначе, ведь наш внук в «рубашке» родился, и в первый же день его прозвали Счастливчиком, как люди говорят.
1 Выражает несогласие (абх.)
2 Имеется в виду супруг
3 Обращение к женщине (абх.)
4 Бабушка (абх.)
Хас Афонский
Август 2017 года.
© Copyright 2012-2020, Hasafon |