«Кто сознаёт, что, прежде всего, есть дух, и старается отдавать во всех своих действиях первенство духу, становится себе хозяином. Тогда понимаешь, что нет большего богатства, чем мудрость; нет большей нищеты, чем невежество; нет большего наследия, чем культура» | ||
АналитикаРеформировать нельзя отложить.Как известно, государство влияет на экономическое развитие страны прямым и косвенным способами. На первом долго останавливаться не буду, потому что там понятно: определяются наиболее привлекательные и необходимые для безопасности страны отрасли экономики, осуществляются прямые финансовые вливания или на основе партнерства государства и частного бизнеса. Остальное – вопрос умелого менеджмента.1.Регулирование экономики при помощи фискальной политики – вот на чем я остановлюсь подробнее.
Этот инструментарий одинаково важен, как для государств с развитой, так и развивающейся экономиками, потому что охватывает все стороны экономической жизни. Более того - является базовым для правильного выстраивания социальной политики. Не буду вдаваться в трудовую теорию стоимости, хочу сказать, что для любого государства важно понимать и выполнять (хотя бы отчасти) обязательства по социальным гарантиям своему населению. В нашем случае, когда на протяжении долгих лет минимальный оклад труда привязан не к прожиточному минимуму, происходит «кривой рост экономики». Не многие экономисты и политики задумываются над последствиями такой «ошибки». На первый взгляд ни государство, ни его фискальные органы не заинтересованы в изменении ситуации, потому что боятся за собираемость подоходного налога. Это основная причина, по которой предана забвению тема 60 рублей (необлагаемой подоходным налогом суммы). Рассуждения о том, что мы с существующей экономикой не способны выплачивать зарплаты и пенсии, превышающие прожиточный минимум, существуют для отвода глаз. Объясню почему: сегодня люди устраиваются на работу добровольно, осознавая, что выплачиваемая им зарплата не соответствует нормам. В общем, люди какое-то время готовы понимать проблемы государства, его неспособность полноценно осуществлять правильную социальную политику. Но когда государство облагает зарплату в разы меньшую прожиточного минимума налогом в 10+1 % - это уже выглядит как издевательство. Еще один существенный момент: зарплаты в негосударственных отраслях отличаются от бюджетных, но все равно не могут быть основным доходом для работников, однако, работодатель сознательно занижает реальную зарплату, потому что налоговое бремя всецело несет на себе. Работодатель отчисляет значительные средства в различные фонды, причем сумма этих отчислений превышает подоходный налог. И это бы ничего, но ведь эти отчисления, почему то, не имеют обратного адреса. Это и пенсионный фонд, и мед. страхование, и экология, и репатриация. Все услуги, декларируемые государством, как бесплатные, по сути платные. А ведь это огромный финансовый оборот, остающийся в тени. Проблема морально-этическая вырастает в серьезную экономическую проблему.
2.Сегодня наше государство, не предоставляя гражданам социальных гарантий, проводит неумелую таможенную политику, мешающую экономическому развитию страны и ведущую к непрогнозируемому росту цен. Не секрет, что наше государство напрямую не регулирует цены на потребительском рынке, однако с удовольствием взимает пошлины на товары первой необходимости, которые не производились в Абхазии, и вряд ли будут производиться в будущем.
Товары, производимые на территории Абхазии и вывозимые за ее пределы не должны облагаться пошлиной или сборами – это противоречит всем экономическим законам, которые в Абхазии никто не отменил. Тогда не нужно будет призывать население к возвращению на землю. Ничто так не мотивирует труд, как экономическая выгода. Люди самостоятельно примутся возрождать аграрный сектор, когда всевозможные препоны по вывозу продукции будут устранены. Пошлины на товары первой необходимости, ввозимые из-за пределов Абхазии также должны быть отменены, чтобы смягчить социальное напряжение в обществе. Экономический эффект от существующей политики несоразмерим с пагубным воздействием для развития внутреннего производства.
3.Вряд ли в ближайшее время наше государство будет в состоянии строить социальное жилье для всех нуждающихся. Но установить жесткий контроль над продажей земли, что остановит фантастический рост цен на землю, оно просто обязано. Земельный кадастр, которого до сих пор нет, очень нужен для правильного землепользования и развития территорий. Под определенные инвестиционные проекты можно закладывать и строительство жилищного фонда, как на селе, так и в городе. В рамках развития села уместна организация высокотехнологичных производств – это здорово. К этой программе можно подключить и возвращение репатриантов. Государство, в качестве партнера частному бизнесу может взять на себя подготовку трудовых ресурсов для села (преимущественно из числа репатриантов, потому как в сельской местности не достаточно людей, способных воспринимать новые технологии). Не секрет, что абхазское село сегодня вымирает, однако создав условия для стабильной работы мы можем привлечь соотечественников из-за рубежа, которые при наличии работы скорее вернутс я на родину, чем покинувшая село местная молодежь.
5.Необходимо разработать Комплексную Государственную программу сохранения и использования памятников истории и культуры. Это станет основой развития в Абхазии культурно-познавательного туризма, т. е. потянет за собой бизнес и социалку.
Предлагаю создание музея под открытым небом – этнографическая деревня в с. Анхуа – центре исторической Абхазии и современного туризма (Н. Афон). Сегодня село погибает из-за отсутствия условий жизни. Вряд ли наберется достаточное число работоспособных людей для осуществления этого проекта в этом селе. Однако, осуществление проекта потянет за собой и инфраструктуру, социальную сферу, возможно и возвращение репатриантов под этот проект. 6.Медицина должна быть многоуровневой. Диагностика, профилактика, первая медицинская помощь и амбулаторное лечение должны быть бесплатными на основании медицинского страхования. Второй уровень: лечение серьезных и неизлечимых заболеваний. Предпочтительно, чтобы государство было партнером, т. е. софинансировало такое лечение. Третий уровень: лечение в особых условиях, отличающихся от базовых, должно быть платным, но легальным.
Необходимо принять закон о коллективной и личной ответственности чиновников перед народом. Слуга народа должен получать достойную оплату квалифицированного труда, чтобы теневая материальная мотивация не была главной в его деятельности, и он ощущал экономическую защиту государства его личных интересов. Тема милиции традиционно на слуху и достаточно злободневна. Появляется ощущение, что народ существует ради них. Это и непомерные штрафы, и отношение к людям, и некомпетентность, и алчность. Надо посмотреть всю правовую базу «законного» отъема денег у населения. Возникает вопрос: при утверждении размера штрафов почему правительство не исходило из необлагаемых 60 руб (минимальной оплаты труда)?
Август 2011г. – январь 2012 г.
© Copyright 2012-2020, Hasafon |